Очень странные дела

Прекрасный-прекрасный сериал. В нём много лампового детства, дети же тут главные герои. Возможно, показанное детство несколько чуждо нам: игры в Dungeons & Dragons до ночи, комиксы, коллекционирование фигурок, но отчего-то всё равно хорошо понимаешь героев. Культурной пропасти не чувствуется. Метко переданная ностальгия по детству, мне кажется, главное достоинство сериала.

Второй шикардос — это кастинг. Дети замечательные. Парень, что играет Джонатана, старшего брата пропавшего мальчика — отличный. И, конечно, Вайнона Райдер. Она прекрасно показала мать разыскивающую потерявшегося сына: с правдоподобной долей сумасшествия и без лишней истерии. Вайноне отдельное браво.

Радуют пейзажи. Мы попадаем в северно-американскую глубинку. Возможно, стереотипную, но вроде штампы выдают порционно, будто так и задумано. Тут город, где все друг друга знают. Один шериф на всю округу. Дремучие леса средней полосы. Малоэтажные дома, расставленные друг от друга на достаточном расстоянии, чтобы подростки могли теряться. Такая северная, американская готика, если можно вывести такой термин от существующей, южно-американской готики.

Здесь же вспомнил давно забытое чувство — когда хочется смотреть серию за серией, ведь клифхэнгеры беспощадны. Правда, замечу, что вторая половина сезона мне показалась слабее. Детишки местами становятся слишком уж всесильны, а в причинно-следственных связях начинал усматривать дыры. Перед последней серией и вовсе как-то энтузиазм подрастерял… Но финал получился достойный. Самый сок — сцена, когда звучит песня от Моби — When It’s Cold I’d Like To Die. Мощнейший момент, пробирает, как и задумывалось.

Не смог себе отказать в удовольствии выразить любовь к сериалу и скаверил эту песню.

Knight

С треком Knight было проще. В творческом плане. Ко мне сразу пришла эта мелодия для флейты — такой фолковый спуск вниз. Он участвует в треке и в исполнении флейты, и на пианино. Вокруг него всё и вертится. В этот раз интереснее было с техникой. Мне категорически надоел Кьюбейс. В нём стало скучно работать, хотелось новья. Хотелось того ощущения, когда в потёмках находишь неожиданное для себя решение.

Я давно собирался попробовать Рипер. Всё искал подходящий повод его обкатать. Я точно не мог этого сделать на треке вроде Memory Tree IV — он слишком сложный технически, к таким палкам в колёсах я не был готов. Да и старый материал начат ещё в Кьюбейсе, на перенос в новую софтину ушло бы много времени. А вот начатый с нуля небольшой трек — это другое дело. Knight как раз такой.

reaper

Рипер отличный. В качестве совсем уж первичного теста, записал в нём только скрипки. Программа лёгкая, отзывчивая, загружается меньше чем за пять секунд. Я всё ещё строго смотрю на тебя, мистер Кьюбейс-«мне нужна вся твоя оперативная память».

Скрипки до сих пор даются мне непросто. Я не особо ловкий скрипач. На каждую партию уходит дублей по двадцать. Процесс достаточно изматывающий. Я всё ещё не в мощности понимать на лету — сыграл я чисто или нет? Записываю, сажусь слушать, нахожу проблему, перезаписываю. Это долго, это трудно.

Как бы там ни было, скрипки делают своё дело, усилия того стоят. Волшебный инструмент.

Посреди трека вступает пианинное отступление. Это чистая импровизация, записанная в первый же дубль. Сохранил её отдельно: не мог поверить, что первая же попытка меня устроит. Но сыграв так, сыграв эдак — вернулся к первоначальной версии. Это не впервой, но всегда удивляюсь, когда так получается.

Концептуально трек о… рыцаре! На первом курсе мне нравилась одна девушка и мы обменивались милашными записочками. В своих письмах я придумывал разные мини-сюжеты про такого аляповатого, рисованного рыцаря. У него была большущая голова, и из шлема торчало пышное красное перо. Картинки были одноцветными (ручкой или карандашом), но в моём воображении перо было красным. Мне нравился этот персонаж — слава богу, у меня не осталось ни одного из тех писем, и я всё ещё могу считать того рыцаря прикольным.

Ещё, в то же время, на самых увлекательных парах (нет) я придумал свой алфавит. Мне просто нравилось писать на нём, симпотишно выглядело. Время спустя, уже на работе, я отсканировал какую-то такую надпись. Короче, хотите верьте, хотите нет: всё это время файл с этим сканом кочевал со мной с компьютера на компьютер вплоть до сейчас. Трек Knight ассоциируется у меня со всем тем временем, так что я разместил этот скан на обложке трека. Чего добру пропадать.

Алфавит я забыл и не имею ни малейшего понятия, что там написано :)

Memory Tree IV

Короче, рассказываю про новый Memory Tree. Он был начат ещё в Томске, что символично.

Некоторое время спустя увидел фотографию Ромы. Щёлкнуло — это оно. Трек был еле готов наполовину, а я уже знал какую хочу обложку. Вот прям её — даже без лисички поверх.

Хотелось навернуть мракоты вначале. Чтоб не было понятно, а что вообще за трек-то впереди? Нас так и будут мучать каким-то шумами? Матвей ударился в эмбиент? Это вступление — оно всё про выход. Напряжение заканчивается звуками ночи и шумом какого-то прибора в правом ухе. Эти несколько секунд посвящены… фонарю в посёлке Басандайка. Шумит именно этот фонарь.

Я очень любил ходить одним маршрутом до Просторного. По Нахимова, через Буревестник, вниз по ул. Басандайской, сквозь посёлок Басандайка, через лес и наконец Просторный. Расстояние, кстати, приличное. С дремучей части Буревестника начиналось самое волшебство. Там почти не встречаются люди. Машины по вечерам не жалуют спуск по Басандайской улице. Ходил я, как правило, поздно. Иные разы совсем под темень. В очередной такой раз меня зацепил образ фонаря в посёлке. Вокруг была непроглядная чернота, а фонарь, казалось, испускал защитный купол золотистого света. Лампота. Уходить не хотелось: просто стоял посреди улицы и слушал ночь под жужжание фонаря.

После этой паузы идёт тягучая, печальная мелодия. Она придумалась ещё в Томске. Правда, тогда она была громче, синтезированнее, под жёсткие удары больших барабанов. Уже здесь успокоил этот отрезок. Если раньше ведущую мелодию исполняли резкие синтезаторные «пилы», то теперь здесь органика: записанная в несколько дублей скрипка и китайская флейта Ди. Ударных почти не осталось, только разовые глубокие бумы.

Далее идёт лёгкость: стаккато на флейте, пиццикато на скрипке и совсем легкомысленное, высокое пианино. Чтоб вообще весело, вступает глокеншпиль (колокольчики). Показался уместным какой-нибудь, чуть ли не «для латины», бас. Такой шагающий, как бы догоняющий убегающие высокие инструменты. Мелодия баса дублируется средним пианино — для ясности.

Опять же, ещё в Томске появилась следующая часть трека: шумная, с перегруженными гитарами и синтезаторными прыжками через октаву. Понравился этот фокус: оно как бы очень тупо — синтезатор долбит одну и ту же ноту в разных октавах, как бы не менялся гитарный фон. Такой ничем неприкрытый примитивизм. А если продублировать низкие доли синтезатора бас-бочкой, а высокие — малым барабаном, то даже и покачивает.

Нужно было соединить «культурную», оркестровую часть с этой «грубой», шумной частью. Внезапно, мелодия черезоктавного синтезатора хорошо легла на кларнет. Получилось эдакое кукование. Вокруг этого мостика вырос ни то джазовый, ни то фьюжновый фрагмент. Долго в этих жанрах я держаться не могу: не то чтобы это моё, да и умения особо нет. Пытался глубоко в это настроение не залезать и таки выбраться во что-нибудь пацанское, что-нибудь потупее. Собственно, начинается громкая часть.

Хотелось не опускать заданный Memory Tree III уровень эпоса. Надо чтобы трубы, чтобы много смычковых, чтобы хор. Всё сюда, всё в борщ. Изначально там были только гитары и синтезаторы, но симфоническая громада в очередной раз сделала интереснее. До последнего хотел оставить только рокбенд, но не могу себе отказать в выразительности оркестра.

А заканчивается это… цитатой из Шакиры: песня Hips Don’t Lie. Как же я люблю этот риф на трубе. Он как раз неплохо смотрится в роли выхода: мелодический спуск вниз помогает передать идею. Другой же мотив цитирования — джаст фор лулз. Чтобы разбавить серьёзность. Лично я воспринимаю это как своеобразный юмор.

Дальше идут две части, придуманные уже на новом месте. Следующий фрагмент сменяет размер на ¾. Я тогда только-только купил новые клавиши, и пока тестил, нотка за ноткой, нарисовалась эта часть. Решил увековечить момент, как дань новому клавишному инструменту. Плюс здесь, как мне кажется, достаточно насыщенный ритм. В ассортименте хлопки, синтезированные колокольчики в конце такта (плак-плак) и разгуливающий бас.

Примерно в то же время начала проклёвываться часть, ставшая завершением трека. Всё думал, что же пускать после шумной части — ¾ или вот этот двухаккордовый риф. Больно уж полюбил эту низкую последовательность: гитара, продублированная пианино, звучала уверенно, а в купе с битом — качёво. Даже хотел сделать вставочку, на манер «Да там чтонть потупее надо», мол, «А вообще, весь трек существует ради вот этого рифа». Но решил не повторять шутку дважды. Когда же подключаются трагические смычковые — совсем кайф.

Закончить трек хотелось как-то просто. Чтобы без жирной точки. Такой, знаете, типа «Прощайте надолго!». В конце Memory Tree IV должны были быть отнюдь не многоточие или точка, а всего-то запятая… ну ладно, точка с запятой.

Ведь больше длинные паузы не нужны. Инструменты почти все приобретены. Недавно снова флейтой обзавёлся: она звучит в мостике между ¾ и двухаккордовым рифом. Кстати, кому интересно, речь «в начале конца» — это фрагмент из фильма «Дьявол и Дэниэл Уэбстер».

До новых треков!

Metal Resistance

Свершилось! Вышел долгожданный второй альбом Бэйбиметал. Давненько я не считал дни перед выходом музыкальной пластинки. Признаюсь, наверное, даже релизы от Линкин Парк так не ждал, а я там чуть ли не крестики в календаре ставил.

С Бэйбиметал какая-то особенная любовь. Знакомство с их дебютным альбомом было тем критичным событием, когда увлечение японской культурой перешло в активную фазу. Как-то смешно теперь, но вот так и рассказывал репетитору по японскому языку свои мотивы. Так же объяснил в языковой школе на новом месте.

Была у этой группы и другая роль — некое раздвижение рамок адекватности. Такой новый уровень принятия, признаемся честно, не совсем нормальной вещи. Без преувеличения могу поделить свою толерантность к восприятию «странного искусства» на «до» и «после Бэйбиметал».

Это что касается пафосной части поста, в которой я описываю свои мотивы, но теперь к сути. Новый альбом внезапно оказался намного жёстче первого. Но тут я сразу уточню: он не совсем жёстче в плане металюжности звучания (хотя это тоже). Он стал жёстче в принципе: он темнее, он сложнее и люче (выдуманное производное от слова «люто»).

Поясню своё сравнение с дебютной пластинкой. Первый альбом был… типа… эээ — весёлый? Да, в инструментале царил микс из постхардкора и индастриала, что как бы является тяжёлой музыкой, но ведь общий настрой-то всё равно позитивный был. Конечно, были драматичные треки вроде Megitsune или Rondo of Nightmare, но тем светлее звучали после них весёлые песенки вроде Doki Doki Morning или даже Headbanger! (да, я считаю её весёлой). В общем, альбом ощущался игривым, сумасбродным, сумасшедшим, как чаепитие у Безумного Шляпника.

Shibuya-O-East

А вот вышедший Metal Resistance серьёзен, как своё название. Тут есть немного места веселухе: первые 4 трека воспринимаются как «старые» добрые Бэйбиметал. Особенно Awadama Fever и YAVA! — такое заводное ребячество, прям по канонам. Да и как бы минорная Karate всё равно кажется знакомой: есть в ней для меня нечто от старенькой Megitsune: вроде и тяжесть, но мотивчик простой, слащаво-грустный, всё как я люблю, нраица-нраица.

Babymetal — Karate

Начиная с пятой Amore начинается мрак. Нет, там ещё будет просвет в виде классической анимешной баллады «No Rain, No Rainbow», уже вижу её на титрах в каком-нибудь сериале. Но как быть с треками вроде… да вот From Dusk Till Dawn. По меркам данной группы какой-то ажно авангард.

Babymetal — From Dusk Till Dawn

Мне определённо нравится, что я тут слышу, но не ожидал такого. В новом релизе явно больше инструментала. У меня есть мысль, почему это произошло, но придётся сделать отступление.

По внутренней легенде Бэйбиметал, коллектив делится на три сущности: Камибенд (инструменталисты), Блэк Метал (Юи и Моа — две младшие девочки) и солист — Сузука. Дисклеймер: да простят меня ярые фанаты — да мы ценим и любим всех трёх девчонок. Всё же считаю очевидным, что Су — первая скрипка.

bm-kamiband

bm-black

su

Так вот на первых порах всё внимание было приковано к девочкам, а про инструменталистов особо и не задумывались: группа на живой звук-то далеко не сразу перешла. Со временем Камибенд полюбились фанатам. Оно и понятно: это же стабильный состав группы со своей харизмой — такое любят.

На концертах парням стали уделять больше внимания: камера чаще фокусировалась на них, ребятам стали выделять нормальное время под инструментальную удаль. Оба гитариста Камибенд весьма рукастые виртуозы, но я бы не сказал, что поражают конкретно моё воображение — да, могут играть очень быстро. Вот басист — совершенно больной маньяк на мой взгляд. Ударник, кстати, обыкновенный: просто достаточный для своего жанра. Барабанные соло как-то бесследно вылетают из ушей. Чего уж, мне соляки Роба Бёрдона из Линкин Парк кажутся интереснее, а это вообще соревнование калек было бы.

Теперь, когда после множества концертов слушатели привыкли и полюбили Камибенд, стало разумным дать им позвучать и на новом альбоме. Теперь-то фанаты поймут: во-во, это же наши пацаны. Да и в общем коллектив Бэйбиметал так воспринимается целостнее.

На Metal Resistance в новинку много инструментала. А мы помним: если вычесть девичий вокал, музыка группы получается весьма злым металом, местами так вообще какой-то брутал-дэс творится. Вот и получается эффект: инструментальных отрезков стало больше, они стали длиннее, смягчающий всю драму вокал рязряженнее, общая картина получается суровей. Ну серьёзно, Sis. Anger же вообще какой-то арт-хаус. Кстати, как раз пример части Бэйбиметал под названием Блэк Метал, то есть без Сузуки обошлось.

Sis. Anger

И вот парадокс. Не могу сказать, что Sis. Anger какой-то прям уж необычайно тяжёлый трек для Бэйбиметал. Скажем, Rondo of Nightmare с предыдущего альбома ничем не уступает в вопросах мясистости: там в проигрыше вообще какое-то беспросветное царство яростных диссонансов, я уж не уверен, что-то вообще музыка. Но почему-то Sis. Anger всё равно ощущается более зубастым. Если раньше вокал девочек сглаживал острые углы или вырисовывал какую-то свою мелодию, что ты особо и не прислушивался к джюх-джюх на фоне, то теперь голос словно потакает инструменталу. Будто Камибенд теперь главные, а девочки у них на подтанцовке.

В резюме: мысленно поделил музыку группы на весёлый первый альбом и мрачный (особенно в сравнении) второй. И еще такая есть мысль, Серёж: думаю, что через новый альбом новой паствы Богу Лисе не приведёшь, сначала надо именно первый давать.

Вот такие мысли по поводу нового альбома Бэйбиметал. Если кратко :)

bm-conc

Голос

У голоса какой-то свой «множитель силы». Тут даже дело не в том, что поют. Само звучание голоса действует иначе, чем «инструментальные» инструменты.

Иногда, чтобы создать нужный уровень драмы, приходится как только не выкаблучиваться: смычковые, трубы, тарелки, звука много, громко. А можно просто голосом. Серьёзно: нужный настрой вокала может заменить кучу других средств.

Слушаешь иной кавер — там всё просто, под гитарку. Но даже в мыслях не возникает оценивать его «по средствам». Один единственный голос отлично обрисовывает весь настрой, так, что больше ничего и не надо, а то и излишне.

Вот и думай: оркестр включать или добиться того же эффекта талантливым вокалом. Ведь голосу это под силу.